В Сети разгорается новый скандал, связанный с филиалом львовского ресторана “Реберня”, который в конце апреля открылся в Одессе. Жителей города возмутил интерьер заведения, а именно изображения на стенах, которые издевательски изображают основателей Одессы Дюка Ришелье и Екатерину Великую. Другие же изображения имеют ярко выраженный националистический оттенок, что также не пришлось по вкусу местным жителям.
Редакция “Шарий.net” разбирается в скандале, в который попала “Реберня” в Одессе.
Что произошло
Несмотря на то, что “Реберня” в Одессе начала принимать гостей еще 24 апреля, скандальные изображения Дюка Ришелье и Екатерины Великой на стенах ресторана стали появляться в Сети только вчера, 4 мая.
Одним из первых пост негодования опубликовал пользователь Mark Greenwich в группе “Одесса и все что ее касается”. Он отметил, что ему неприятно, что заведение, которое находится и ведет свой бизнес в самом центре Одессы “с неуважением и насмешкой относится к истории и культуре” города.
“Екатерина — основательница нашего города, делать рисунки с отправкой ее в Ростов некорректно. Дюк был совсем не последним человеком в городе, который очень многое сделал для развития Одессы — изображен с чемоданом и надписью “понаехали”. Дюк сюда не “понаехал” в отличие от “Реберни”. Это человек, чью память уважают в нашем городе.
В “Реберне” изображен проткнутый гвоздем язык и рядом написано “мова”. Якобы русский язык прибит гвоздем. Нравится “Реберне” или нет, но город со дня своего основания был и есть русскоязычный”, — написал Mark Greenwich в Facebook.
Следом за ним похожий пост опубликовал на Facebook еще один одессит — Филипп Руссо.
“А вот это львовяне открыли кафе в самом центре Одессы. В их группе в ФБ появилось объявление о наборе поваров и официантов. И знаете что? Думаю, наберут, даже из местных”, — написал Руссо.
Впрочем, были и те, кому, наоборот, понравился столь вызывающий интерьер заведения. Например, одесская блогерша Ирина Медушевская похвалила львовскую сеть ресторанов за удачный маркетинговый ход, а “унылым поборникам нравственности” женщина посоветовала просто расслабиться.
“Афигенный маркетинговый ход! Туристы будут в очереди стоять в это заведение, а значит, приносить денежку Одессе и всем одесситам! Это внутренние деньги Города, и я всегда радуюсь, когда вижу тучу гостей в одесских кафешках, отелях и ресторациях!” — написала Медушевская.
Что за рисунки
Как заявил совладелец и соучредитель “Холдинга эмоций !FEST” Андрей Худо, интерьером заведения занимались молодые украинские художники. На одном из рисунков изображена Екатерина II с чемоданами и совсем недвусмысленной табличкой, на которой написано “Ростов”. Стоит отметить, что именно Екатерина II своим рескриптом от 1794 года положила начало строительству города и порта, которые позднее станут Одессой.
На этом глумление над императрицей не закончилось. На еще одном постере изображен человек, который выкидывает царский скипетр. Снова намекая, что Екатерине “пора домой”.
На другом рисунке изображен Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье или, как его называют в Одессе, Дюк де Ришелье. Рядом с рисунком красуется надпись “Понаехало”, которая намекает на французское происхождение градоначальника Одессы. А между тем при Ришелье Одесса превратилась в главный порт Российской империи на Черном море.
Остальные изображения, хоть и не касаются напрямую символов Одессы, но являются достаточно провокационными по своей сути. Так, например, одну из стен “Реберни” “украшает” изображение черного рта с проткнутым гвоздем языком и надписью “Мова”. Что как бы намекает на неприязнь авторов к русскому языку.
На другой стене изображена “Мона Лиза” Леонардо да Винчи, стилизированная под украинскую националистку в фуражке УПА и с немецким автоматом “Шмайссер”.
Реакция соцсетей
Ни для кого не секрет, что одесситы очень любят свой город, а также людей и символы, которые с ним связаны. Потому и такое глумление над Екатериной II и Дюком большинство не оценило. Праведный гнев в местных пабликах немедленно перекинулся на страницу “Реберни” в Facebook, где буквально под каждым постом одесситы “намекали” руководству, что так относиться к основателям города, мягко говоря, не стоит.
И это только часть комментариев, которых насобиралось под последним постом “Реберни” уже более восьмиста.
Некоторым лидерам мнений также не пришелся по вкусу дерзкий интерьер одесской “Реберни”. Так, журналист Юрий Ткачев отметил, что в последние годы в Одессе появились люди, которые хотят изменить уже устоявшуюся уникальную культуру этого города.
“В последние годы появились люди, которые переезжают (присылаются) сюда специально для того, чтобы, обладая властью и влиянием, переделывать город в соответствии с общепринятой в Украине парадигмой. Уникальность Одессы, ее самость, является для них явлением не только чуждым, но и враждебным — чем-то, что надлежит уничтожить”, — написал Ткачев.
Для отображения скрытого блока требуется перейти на полную версию страницы
Ведущий телеканала “Наш” Максим Назаров был более резким в высказываниях. Он подчеркнул, что авторы этой идеи “ставят хайп и ненависть выше потребителя”.
Для отображения скрытого блока требуется перейти на полную версию страницы
Работа над ошибками
Общественному давлению все-таки удалось повлиять на руководство ресторана. Cоучредитель “Холдинга эмоций !FEST” Андрей Худо опубликовал пост, в котором заявил, что “Реберня” — это не только ресторан, но еще и галерея, где украинские художники могут выставлять свои работы, “в том числе на острые темы”. Тем не менее, по его словам, в ресторане уже поменяли часть экспозиции, поскольку “некоторые работы вызвали возмущение одесситов”. На их место Худо пообещал выставить другие работы.
“Мы искренне любим Одессу, как и все другие города Украины. Мы не открываем наши форматы где угодно, а только в тех местах, которые нам импонируют. Каждая наша “Реберня” — это современный ресторан, который также является галереей. И здесь украинские художники могут выставлять свои работы, в том числе на острые темы. Актуальное искусство никогда не бывает удобным и не требует к себе однозначного положительного отношения.
Мы изменили часть экспозиции, поскольку некоторые работы вызвали возмущение одесситов. Но на этом месте появятся другие произведения, потому что наши пространства призваны объединять и создавать положительные эмоции”, — написал Андрей Худо на своей странице в Facebook.