«Диснейленд Холокоста»: почему Киевсовет не стал рассматривать проект мемориала «Бабий Яр»

12 февраля 2021, 12:03 | Аналитика и лонгриды

Проект реконструкции мемориала «Бабий Яр» пока рассматривать не будут.

11 февраля Киевсовет должен был рассмотреть проект реконструкции мемориала «Бабий Яр». Однако во фракциях эта тема вызвала дискуссию. Как сообщила депутат от УДАРа Юлия Лымарь, мэр Виталий Кличко предложил снять вопрос с повестки дня. В ближайшее время проект представят подробнее для самих депутатов и для общественности, а Кличко поручил наладить коммуникацию с общиной, чтобы собрать голоса в поддержку.

Что же такого резонансного в концепции мемориала, что она будоражит даже видавших виды народных избранников? Разбираемся вместе.

Русофобия или антисемитизм?

Бабий Яр — печально известное урочище в Киеве, где во время нацистской оккупации немцы массово (100—150 тысяч человек) расстреливали население, преимущественно еврейское, не щадя ни женщин, ни детей. Спаслись оттуда лишь единицы, и то чудом. Сейчас на этой столичной территории располагается несколько памятников, посвящённых ужасам той эпохи, однако в 2015-м году началась работа над Мемориальным центром Холокоста «Бабий Яр». Подобного рода учреждения есть даже в странах, где Холокоста не было, тогда как в Украине, где истребили до четверти всех жертв геноцида, проект до сих пор не реализован. Он мог бы выполнять и просветительскую, и туристическую функцию, ведь многие евреи и так совершают ежегодные поездки в исторически важные для себя места (как паломничество хасидов в Умань).

Осенью 2019-го к проекту привлекли российского режиссёра Илью Хржановского; но стоило ему представить свою концепцию, как в его адрес тут же посыпались обвинения. Есть какая-то зловещая ирония в том, что одним из ключевых оснований для травли стало происхождение Хржановского: мол, нечего русским заниматься такой болезненной для украинской истории темой. Хотя он еврей, и критиков встречно обвинял в антисемитизме. На «патриотическом» фланге отмечают, что земля, на которой запланировано строительство, принадлежит Фонду «Бабий Яр». До недавних пор его возглавлял нардеп от ОПЗЖ Вадим Рабинович, но в 2015-м году он уступил свою долю российским бизнесменам, Павлу Фуксу и Михаилу Фридману (близкому к самому Владиславу Суркову).

Глава Ассоциации еврейских организаций Йосиф Зисельс также выступил среди порицателей; по его мнению, это Россия пошла на провокацию, подсунув проект как «троянский конь», чтобы режиссёра подвергли бичеванию и в итоге вышла картинка для СМИ о фашизме и антисемитизме в Украине. Если же проект мемориала будет реализован, то Россия якобы сможет продвигать через него свою версию истории, потому как в данной местности казнили и советских военнопленных, и даже украинских националистов — хотя в случае с последними вопрос дискуссионный. Есть и более духовного плана причины, почему община выступает против проекта. В частности, иудейские организации говорят о том, что их религиозные догмы запрещают строительство на местах захоронений.

Я так вижу

Хржановский из разряда тех артистов, которые не ставят перед собой моральных рамок в погоне за художественной целесообразностью. Его предыдущий арт-проект «Дау», задумывавшийся как биографическая драма о лауреате Нобелевской премии Льва Ландау, спровоцировал скандалы вплоть до уголовных дел; режиссёра обвиняли в издевательстве над младенцами из интерната с применением электродов — причём украинскими младенцами, ведь съёмки велись в Харькове. Представители режиссёра, однако, отметали обвинения, потому как «всё было согласовано и по документам» никто не пострадал. И вообще ни у кого из артистов на самом деле жалоб никаких не возникло, только у неокрепших ортодоксов.

Не менее скандальным оказался и концепт мемориала. По задумке Хржановского, «Бабий Яр» будет не обычным музеем геноцида, его задача — добиться атмосферы присутствия. Эффект достигается не только звуками, запахами, но и элементами виртуальной реальности и ролевой игры. По изначальной задумке, посетители пройдут через интерактивный лабиринт, по ходу чего сделают несколько «этических выборов», после чего им предложат поучаствовать в одном из «социальных и психологических экспериментов». Фактически они смогут примерить на себя амплуа палачей и жертв, как в каком-то Стэнфордском эксперименте, из-за чего концепция получила в скептически настроенной прессе прозвище «Диснейленд Холокоста».

При этом надо заметить, что по загадочной логике худрука, мемориал раскроет тему не только Холокоста, но и «Голодомора и других преступлений сталинского режима». Будет там и экспозиция, посвящённая украинским националистам.

Сам автор настаивает: он хотел бы, чтобы каждый мог прочувствовать эту трагедию, потому что «никто не знает, как бы он повёл себя в то время. И не знает, кто окажется немцем, кто — евреем, кто — украинцем». А если это место станет Меккой для садистов и неонацистов со всего мира, которые смогут таким образом удовлетворять свои извращённые исторические фантазии? Десятилетиями идут споры о том, влияют ли жестокие видеоигры на психику, но даже во многих жестоких видеоиграх не поощряется (а то и наказывается) убийство безоружных, молящих о пощаде гражданских.

По предварительной информации, это «творческое решение» было пересмотрено — посетители «аттракциона» выступят лишь свидетелями, а не соучастниками, виртуально пройдя дорогу смерти вместе с обречёнными, но надо бы ещё посмотреть, в какой именно редакции проект дойдёт до Киевсовета.

Народ против

В связи со всеми накопившимися замечаниями ряд деятелей культуры опубликовали открытое письмо наблюдательному совету мемориала с призывом уволить Хржановского с должности художественного руководителя. В том числе подписались председатель правления Национальной общественной телерадиокомпании Зураб Аласания, гендиректор «Мистецького Арсенала» Олеся Островская-Лютая, директор Украинского культурного фонда Юлия Федив, Вахтанг Кипиани, Оксана Забужко. Они считают, что Бабий Яр — это место скорби для всего мира и негоже его превращать в пространство для реализации авторских экспериментов.

В защиту проекта написала колонку и член Учёного совета Мемориального центра Виктория Хитерер из США: «В демократическом обществе всегда существует свобода мнений и дискуссий. Но беда в том, что авторы этих статей не готовы ничего обсуждать, они просто призывают закрыть проект». Да, а когда потом такие товарищи входят в высокие кабинеты, они закрывают телеканалы безо всяких доказательств «финансирования терроризма», уверяя, что «причины железобетонные».

Заступился за мемориал и режиссёр Сергей Лозница, известный в наибольшей степени своим немногим менее скандальным «Донбассом»; он сравнил травлю коллеги со знаменитым перформансом Никиты Хрущёва во время посещения выставки авангардистов.

Несмотря на все скандалы, Офис президента в этом противостоянии тоже находится на стороне художника. Свою поддержку оказывает глава Офиса Андрей Ермак, именно он решил возглавить группу по координации строительства. От команды Зеленского ничего другого, впрочем, и не ждёшь — они в прошлом году почтили память расстрелянных в Бабьем Яру выстрелами из винтовок и не увидели в этом никакого противоречия. Главная же теперь интрига — как им удастся реализовать до конца проект, не рассорившись при этом ни с еврейской общиной, ни с националистами, ни со спонсорами.

Фото: YouTube

Lifestyle