The Atlantic: Евровидение в этом году будет излишне политизированным (перевод)

10 мая 2017, 15:24 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте The Atlantic 9 мая.

Автор: Анна Даймонд Перевод: Шарий.NET

За блеском и гламуром песенного конкурса скрывается хитросплетённая геополитика, — особенно, когда организатором шоу является Украина.

9 мая в Украине стартует конкурс Евровидение, и отсутствие одной из стран будет хорошо заметно – Россия в этом году оказалась за бортом. В течение последних нескольких лет песенный конкурс, который был изначально задуман как объединяющий, стал полем боя между двумя странами.

Украина стала победительницей 2016 года и, следовательно, принимающей стороной в 2017, хотя её победа не обошлась без противоречий. Несмотря на существующий запрет на политическую тематику в песнях, Джамала исполнила композицию «1944», которая, по её словам, повествует историю выселения её семьи с Крымского полуострова в рамках массовых депортаций татар Иосифом Сталиным. В настоящее время это мусульманское тюркское этническое меньшинство составляет 15% населения Крыма. Джамала стала первой представительницей этой народности, принявшей участие в Евровидении. Она также посвятила свою песню татарам, которые живут под контролем России в Крыму, что вызвало шквал недовольства в Москве.

Некоторые обозреватели, в свою очередь, отмечают, что и Россия не обошлась без политики. Имеется в виду, выступление на конкурсе в 2014 году, которое было плохо воспринято публикой. Недовольство людей было напрямую связано с аннексией Крыма, которая имела место за месяц до того. Вот отрывок из песни того года: «Living on the edge/ Closer to the crime/ Cross the line a step at a time/ Maybe there’s a place/ Maybe there’s a time/ Maybe there’s a day you’ll be mine».

Победа Джамалы подготовила почву для усугубления политического контекста, которое проявилось в течение нескольких месяцев перед началом песенного конкурса. В марте этого года украинские власти запретили российской конкурсантке въезд в страну, потому что та посещала Крымский полуостров в 2015 году, когда он уже был аннексирован Россией. Запрет Самойловой, которая передвигается на инвалидной коляске с самого детства, стал настоящей PR проблемой для Украины, — некоторые считают, что такова и была цель.

Как ранее сообщалось телеканалом BBC, «существуют подозрения, что в Москве знали, что произойдет, если Самойлова будет представителем России, ведь она действительно посещала территорию Крыма». Решение украинских властей было опротестовано Россией, но заменить Самойлову другим представителем российская сторона отказалась, заявив, что певица будет выступать на следующем Евровидении. Предложение Киева выступить удаленно также было отвергнуто и, в результате, в России конкурс не транслируют вовсе.

Впервые в истории Евровидения принимающая сторона запретила выступление представителя другой страны, поэтому организаторы конкурса недовольны, что их мероприятие стало еще одним театром, где разыгралась российско-украинская драма. Но, само собой, это не первый раз, когда международные конфликты влияют на данный конкурс. В 2009 году Грузия не приняла участие в Евровидении [проходило в Москве], потому что имели место определенные ограничения для песни, которую представители этой страны хотели исполнить. Композиция тонко подчеркивала протест против политики Владимира Путина. Не обошлось и без упоминаний о нарушениях прав человека в Азербайджане [примечание – выступление Армении]. Вообще, Евровидение предназначено для демонстрации европейских талантов и единения, но часто подпадает под влияние подводных политических течений. И, если это открыто не обсуждается, то это не означает, что этого никто не замечает.

Американцам конкурс может показаться чудаковатым: здесь начинала АВВА с песней «Waterloo» в 1974 году, а сорок лет спустя мир увидел бородатую женщину Кончиту Вюрст, которая одержала победу, представляя Австрию. Но Евровидение дает нам возможность понять послевоенную Европу. Оно было основано в 1956 году с целью объединить континент, переживший Вторую мировую войну. Уильям Ли Адамс, обозреватель и своеобразный летописец конкурса, в материале для NYT однажды написал, что всё начиналось не так ослепительно. «Женщины в бальных платьях просто пели шансон». Только спустя десятилетия состязание превратилось в витрину для психоделического национализма: ежегодно создаются возмутительно блестящие и драгоценные наряды и декорации (был даже конкурсант, который выступал в гигантском колесе для хомяка).

Можно было частично переосмыслить конкурс, когда распался СССР и бывшие республики стали принимать в нем участие. С момента окончания холодной войны Евровидение стало формой «культурной дипломатии стран Восточной Европы, которые с ее помощью выражали свое стремление к европейской интеграции», — так было сказано в исследовании Европейской Комиссии. Участие в Евровидении может также послужить основной для формирования национального престижа. The Atlantic уже объяснял в 2014 году, что «подобно Мисс Вселенной, Чемпионату мира по футболу и Олимпийским играм, этот песенный конкурс позволяет странам, которые освободились от длительного гнёта, продемонстрировать первые вспышки независимости».

Сегодня этот конкурс предоставляет возможность выразить национальную гордость и подтвердить свою принадлежность к Европе. Это особенно верно для стран, которые по географическому принципу находятся далеко за пределами европейского континента. В первом шоу участвовало всего 7 конкурсантов, сейчас же участие принимают 40 стран, включая некоторые за пределами Европы – Австралия и Израиль. (Странам позволяют принимать участие, если их телевизионные компании являются членами Европейского союза телерадиовещателей). Но основной задачей Евровидения является продвижение широкого и всеобъемлющего видения сегодняшней Европы. Тема этого года – «почитай многообразие».

В ходе трех раундов, которые состоятся в течение одной недели, конкурсантов оценят официальное жюри и европейские зрители. Голосование позволяет поддерживать и возрождать многолетние музыкальные союзы (потому что нельзя проголосовать за представителя своей страны). В 2006 году было проведено статистическое исследование, которое показало, что обычно можно рассчитывать на то, что страны Скандинавии поддержат друг друга, как и балканские государства. Даже Соединенное Королевство и Ирландия обмениваются очками.

Более 200 миллионов человек смотрели конкурс в прошлом году (в этом году еврофилы в США могут посмотреть на Logo TV). Трудно сказать, какие последствия будет иметь отказ России транслировать состязание в Киеве, но можно быть уверенным, что множество взоров будет нацелено на столицу Украины – и не только с целью посмотреть на забавные костюмы и красивые постановки.

Фото: 112.international

Lifestyle