5 причин, почему украинцы не слушают украиноязычную музыку

4 мая 2021, 11:38 | Мнения

Украиноязычная музыка не находит своего слушателя, несмотря на введенные квоты

Автор: Анне Быкова, политтехнолог

Я только-только проехала Крещатик по пути на работу, и по радио заиграла песня. «На Хрещатик ти виходиш з котом погуляти…» — я прислушалась (это было ошибкой), включила Shazam. Нашла этого дивного и неизвестного доселе исполнителя в Instagram и прочла его крайний пост о том, «как великолепно, что ввели языковые квоты, и теперь о нем узнает мир»…

Языковые квоты, действительно, уничтожили все. Насильственный формат украинизации и так не нес под собой ничего хорошего, но языковые квоты на радио стали инструментом принудительной деградации. Люди массово перестают слушать радио — им не нравятся ни тексты, ни мотивы, ни вокал исполнителей. В моей авторской колонке собрано 5 очевидных причин, почему украинцы не хотят слушать украиноязычную музыку.

Причина № 1 отсутствие качественного контента

Есть запрос на «тыц-тыц», но нет запроса на смысловую нагрузку. При этом саунд-дизайн синглов оставляет желать лучшего на качественных звукачей нужны деньги, а большинство нью-ноу-нейм исполнителей их не имеют. Это же касается и видеоклипов стоимость хорошего видеопродакшна на 1 песню составляет от 100 000 долларов. При этом многие российские исполнители, например, Сергей Лазарев, приезжали снимать свои видеоклипы в Украину. Причина это намного дешевле, чем в РФ.

Причина № 2 отсутствие репертуара даже у топовых исполнителей

Самые популярные и высокооплачиваемые исполнители Украины охотятся за попаданием во вкладку «Тренды» на YouTube и предпочитают однодневные, однообразные песни, а не хиты на все времена. Когда Тина Кароль в 2005 году выиграла престижный конкурс «Новая Волна», Алла Пугачева намекнула, что у Кароль есть все шансы стать звездой мирового масштаба, но лишь при наличии репертуара. Как видим, Кароль выбрала вкладку «Тренды».

Но, скажете вы, хороший репертуар это задача не только артиста, но и продюсера. И будете правы. Но сложность заключается в том, что в Украине сейчас имеют успех лишь три музыкальных лейбла, пробраться в которые задача не из легких. Это MOZGI Entertainment (продюсерский центр Потапа и Ирины Горовой), Mamamusic — (возглавляется продюсером Юрием Никитиным) и Vidlik Records (лейбл основан певцами Onuka и Евгением Филатовым). Чтобы быть замеченным ими, нужно иметь… репертуар, и получается замкнутый круг.

Причина № 3 все вокальные шоу Украины «слизаны» с западных аналогов

Прошли времена программ «Караоке на Майдане», «Шанс», «Мелорама», имевших стойкий отечественный привкус. Сегодня украинское телевидение предлагает нам много других вокальных шоу, но все они снимаются по франшизе западных телеканалов и концептуально ориентированы на западную аудиторию. И «Голос», и «Украина имеет таланты», и «Маска» франшизные проекты, где строжайше запрещены импровизационные моменты в сценариях и уклон на этнические особенности страны-транслятора шоу.

То есть ядро проблемы в том, что шоу — единственный шанс для новых исполнителей сверкнуть, но в нем же они ограничены форматом — перечнем творческих ограничений, инструкций и сценарных рамок.

Причина № 4 локальные разочарования в топовых артистах

Пример номер один Святослав Вакарчук, фронтмен группы «Океан Эльзы». Мне 29 лет и я принадлежу к поколению тех украинцев, в чьих венах текут хиты этой группы. Я не знаю, как более точно и фигурально выразиться о влиянии, которое на нас возымело творчество ОЭ. Но все политические поползновения Вакарчука отбили желание не только слушать новые синглы «океанов» (да-да, они есть), но и переслушивать старое. Вакарчук должен был либо полностью остановить музыкальную карьеру, либо не идти в публичную политику, но точно не мешать все в один котел.

Хотя на фоне плеяды современных артистов Вакарчука стоит прижизненно канонизировать за его творчество. Треки Моргенштерна имеют своеобразное содержание, но его слушают миллионы. В чем секрет? Сам артист обьясняет свой секрет так: «Я деградант», но, посерьезнев, заявляет более глубокую мысль: «Музыка стала просто фоном. И нет в ней никакой ценности».

Причина № 5 ярчайшие украинские артисты уехали работать в Россию

Ани Лорак, Светлана Лобода, группа «ВИА Гра», Ёлка, Вера Брежнева, Иван Дорн и многие другие исполнители без оглядки покинули Украину и культурно ассимилировались в России. Большие гонорары и высокая востребованность побеждают низкие гонорары и патриотизм. К слову, многие российские ивент-агентства делают украинское происхождение артистов маркетинговой «фишечкой», которая работает в плюс.

Эти 5 причин хорошо раскрываются на фоне главной — насильственной украинизации в виде введенных языковых квот. Об этом я сказала в начале колонки и скажу в ее завершении. Вначале, в мае 2017 года, их установили на уровне 75 % обязательной доли украиноязычного контента для телерадиоорганизаций. Позже, после волны общественного несогласия, языковые квоты изменили: с 8 ноября 2018 года минимум 35% песен, в том числе в прайм-тайм, обязаны быть на украинском языке. Тем не менее, подобные законодательные решения недемократичны, но это еще полбеды. Даже в случае своего введения такое решение обязано иметь смысловую, интеллектуальную сторону. Например, требования к текстам артистов (регламент ненормативной лексики), к качеству звука и так далее. Но этого так и не произошло. 

Фото: fainaidea.com

Lifestyle