Долгожданный министр культуры как зеркало кадровой политики Зеленского
Автор: Лекс Свифт
Новоизбранный, не искушённый в политике глава государства ещё не осознавал всего свалившегося на него бремени, и ему оказалось легко вместо реального проекта по реализации предвыборных обещаний продать модные «фишечки»: «государство в смартфоне», «диджитализация», «дерегуляция», «стопфейк» и прочие предметы восхищения для хипстеров. В итоге «украинское экономическое чудо» премьер-министра Алексея Гончарука сейчас иначе как «чудо» или «самокат» и не вспоминают.
А вот до сих пор не укомплектованное правительство Шмыгаля создаётся «по старинке»: путём поиска сдержек и противовесов между разными кланами (Ахметов-Коломойский), да ещё и так, чтобы себя не обидеть. Президенту вообще уже будто бы всё равно, что он там говорил перед выборами, его интересует лишь устойчивое положение его самого и его «семьи», а за неимением армейских друзей лучше доверить дело «проверенным» из числа кумовьёв и бизнес-партнёров.
Александр Ткаченко во главе Министерства культуры и информационной политики – пусть и не кум, но человек понятный и очень близкий в деловых отношениях.
Кто такой Ткаченко?
Родился (1966 г.) и вырос в городе Киеве, в 1990-м году закончил факультет журналистики нынешнего КНУ им. Шевченко. С 1993-го года работал на руководящих должностях в различных телерадиокомпаниях (в том числе на российском РЕН-ТВ). В 2000-м году был советником премьер-министра Виктора Ющенко, в 2004-м модерировал теледебаты между кандидатами в президенты Виктором Ющенко и Виктором Януковичем.
В наибольшей степени знаменит как генеральный директор группы «1+1 медиа», служившей информационной площадкой для олигарха Игоря Коломойского. На канале также транслировался сериал «Слуга народа», который стал лучшей агиткой для кандидата в президенты Владимира Зеленского. Ткаченко возглавлял медиахолдинг вплоть до 20 августа 2019, когда сложил с себя полномочия в связи с избранием в Раду.
Ткаченко – как и Коломойский – занял позицию «партии войны» во время событий 2014-го года на Донбассе. В частности он осудил власть за подписание Минских соглашений без предварительного референдума; журналист также отказывал Донбассу в особом статусе и обвинял его жителей в «других ценностях». Ткаченко поддерживал закон о запрете на показ российских фильмов и сериалов о «ментах» и военных. Хотя в своё время он всё же противился тотальному дубляжу картин для кинотеатров на украинский язык, понимая, что это скажется на кассовых сборах. Были у него и другие коммерческие интересы – например, обязать иностранные сервисы (как-то Netflix) и социальные сети регистрироваться в Украине и платить налоги.
Ещё один штрих к биографии: неприглядная роль Ткаченко в качестве председателя правления и акционера «Одесской киностудии», которую давно готовят к приватизации и фактическому уничтожению. Похожей политики теперь ожидают и по отношению к Киностудии им. Довженко, и «Укркинохронике» – сотрудники последней вовсе обвиняют Ткаченко в попытках рейдерского захвата. Сам президент, правда, уже в связи с назначением Ткаченко заявил, что «был на Одесской киностудии и не видел, чтобы там строили дома и распиливали земли».
Из Рады — в министры
В партийном списке «Слуг народа» на досрочных парламентских выборах 2019-го года занимал 9-е место. Припоминают, правда, как на сайте партии запустили голосование «за» и «против» списочников, в котором Ткаченко собрал рекордные 2943 «дизлайков» и лишь 544 «лайка», после чего голосование отключили. В Раде возглавил Комитет по вопросам информационной и гуманитарной политики, которому передали полномочия по регулированию медиа, необоснованно отобрав их у комитета по свободе слова и СМИ. После Ткаченко, кстати, гуманитарной политикой будет руководить Никита Потураев – тоже тот ещё личный враг Путина.
Выступая с трибуны уже как министр, Ткаченко вроде бы и пообещал правильные вещи – культура должна объединять, а не делить на «патриотов» и «предателей»; цементировать государство и общество. Зато весьма и весьма сам по себе небедный экс-журналист сразу же запросил 3-4 млрд гривен на поддержку не только культуры, но и туризма (его личных поездов в дальнее зарубежье?).
Культура, конечно, дело нужное. Настолько нужное, что при секвестре бюджета «патриоты» до последнего боролись за каждую копейку на «патриотическое кино». Зрители Анатолия Шария уже поняли, в чём здесь подвох, а для остальных поясняем: под эгидой «патриотического кино» распиливаются сотни миллионов на убогие в качественном и идеологическом планах картины, с «искромётным» юмором, и которые стабильно проваливаются в прокате. И плевать, что на дворе коронакризис, а доля населения за чертой бедности стремится к 50%.
Борец за Киев
Назначение глав администраций – прерогатива президента. Ещё даже не заняв свои места в парламенте, «слуги народа» подумывали поставить Ткаченко главой Киевской горадминистрации, чтобы отобрать власть у Кличко, как в 2010-м году Янукович сделал с Черновецким. На посту главы администрации видели именно Александра Ткаченко, он даже подал декларацию о доходах с указанием должности. Также он лоббировал разработанный при его участии закон о столице, который получил у парламентариев от правящей же партии ёмкую характеристику «40 страниц сатанизма».
Блицкриг тогда забуксовал – не все видели в медийном менеджере толкового хозяйственника; к тому же – «зима близко», и решительно было непонятно, как Ткаченко справится с отопительным сезоном. А сейчас уже даже сложно сказать, удастся ли кому-либо из кандидатов от правящей партии на мэрских выборах обойти Кличко хотя бы во втором туре. И Ткаченко среди них – один из наиболее тусклых вариантов, хотя, судя по активности в медиа, он до последнего не оставлял надежд на свою победу.
Кстати, о медиа.
Репрессивный закон
Ещё одной из причин, почему в 2019-м замялись с назначением Ткаченко, являлся разоблачительный материал о вилле на территории заповедного Труханова острова в Киеве, который тот не включил в декларацию. Вместе с министром культуры Бородянским ставший главной гуманитарного комитета Ткаченко будто бы взялся мстить СМИ за слишком неограниченную свободу слова.
Вместе они разработали законопроект «О медиа», который подвергли критике даже в Венецианской комиссии; он ужесточал регулирование не только средств массовой информации, но и социальных сетей, устанавливал санкции для неприбыльных СМИ и требовал разглашать информацию об источниках финансирования. У Зеленского вообще финансирование медиа – это какая-то персональная проблема, он даже на пресс-конференции о ней спонтанно вспомнил.
Также за «манипулирование информацией» по закону будет введена уголовная ответственность. Иначе говоря, за фейки. Это прямое продолжение политики времен Петра Порошенко, когда в «нелояльных» медиа искали руку Кремля и проводили обыски. Хотя фейки то и дело распространяют официальные пресс-службы ведомств и даже государственные телеканалы; никого из них к ответственности за это не привлекли.
Несмотря на всю непопулярность, закон то и дело пытались протащить в повестку дня. 19-го мая его таки удалось вынести на голосование, но в итоге отправили на доработку (не отклонили).
Всё течёт, ничего не меняется
На пресс-конференции Зеленский жаловался, что он уже который месяц не может найти министра культуры из-за кадрового голода. Как оказалось, «лучшее решение» всё это время было рядом, в собственной партии «Слуга народа», и вместе с Зеленским много лет трудилось для блага «1+1».
Причины назначения объяснить не так уж сложно – у Зеленского есть список неприкасаемых лиц, которые обязательно должны быть встроены в систему власти, что бы ни случилось. Ткаченко тесно в рамках комитета, а к реконструкции Шулявских путепроводов за бюджетные миллиарды допустить его не получается. Не исключено также, что имеет место некая «мировая» с Игорем Коломойским – как раз наметились подвижки по «Центрэнерго», и едва ли олигарх просто так избавился от финансовых потоков, не получив ничего взамен.
Но для рядового украинца это означает прежде всего две вещи:
— вся деструктивная, раскалывающая общество пропагандистская информационная политика властей, развязанная ещё при и.о. президента Александре Турчинове, никуда не денется. А учитывая печальный опыт закона «О медиа» – может даже стать жёстче;
— как и никуда не денутся отработанные схемы Минкульта по «распилу» средств налогоплательщиков на сомнительные проекты, в то время как государственное имущество продолжат передавать в «надёжные руки».
Та ситуация, когда между «новыми лицами» («экстрасенс» Бородянский) и «технократами» (насколько данная характеристика применима к Ткаченко, который не был на госслужбе) «разницы нет вовсе никакой».
Фото: Лига