Сегодня, 17 апреля, исполняется 10 лет с момента выхода первой серии уже ставшего культовым сериала “Игра престолов”. Основанный на цикле романов “Песнь льда и пламени” Джорджа Р. Р. Мартина, сериал 8 сезонов держал у экранов огромную аудиторию, установил множество рекордов и получил массу наград, в том числе 38 премий “Эмми” и один “Золотой глобус”.
Несмотря на достаточно противоречивый и скомканный финал, “Игра престолов” оказала огромное влияние на производство телевизионных сериалов и киноиндустрию в целом. До “Игры престолов” на телевидении не выходило таких комплексных, дорогих и масштабных проектов. Редакция “Шарий.net” рассказывает о том, как “Игра престолов” повлияла на современный мир.
История
Сюжет “Игры престолов” основан на цикле романов “Песнь льда и пламени” Джорджа Р. Р. Мартина. Первый сезон, по сути, является точной адаптацией первой книги, а со второго сезона шоураннеры Дэвид Бениофф и Дэниел Уайсс уже начали вносить свои коррективы в сценарий. При этом с шестого сезона сериал уже имел достаточно серьезные отличия от запланированных книг, поскольку Джордж Мартин, ранее помогавший с написанием сценариев, полностью сконцентрировался на дописывании книг.
Кабельный канал HBO приобрел права на экранизацию книжной серии в 2007 году. При этом HBO далеко не первый канал, который обращался к Джорджу Мартину с предложением о продаже прав. Как уверяет сам автор, первые предложения об экранизации ему стали поступать через 1—2 месяца после публикации первой книги цикла — в 1996 году.
Тем не менее писатель долгое время довольно скептически относился к возможной экранизации своих произведений. Мартин считал их чересчур длинными для киновоплощения и слишком отличающимися от стандартов телесериала.
В сентябре 2008 года HBO закрепила за собой права на сериал, но “зелёный свет” проекту был дан только в ноябре. Первая серия “Игры престолов” вышла на экраны 17 апреля 2011 года.
Съемки сериала проходили в большом количестве стран: Северной Ирландии, Хорватии, Испании,Марокко, Канаде, США, Исландии, Шотландии и на Мальте.
В июне 2014 года канал HBO объявил “Игру престолов” самым успешным сериалом в своей истории: каждый эпизод четвертого сезона посмотрели в среднем 18,4 млн зрителей, что побило рекорд 2002 года, установленный “Кланом Сопрано” (18,2 млн зрителей). Последнюю серию 8 сезона посмотрели 18,4 миллиона человек. Финальный сезон “Игры престолов” стал самым дорогим для канала. В среднем на создание одного эпизода HBO тратило 15 миллионов долларов. Большая часть денег пошла на гонорары актеров, которые за время съемок успели стать мировыми звездами, художников по костюмам и специалистов по визуальным эффектам.
Влияние на индустрию
Как ни странно, но рекорд по легальным просмотрам в США принадлежит не “Игре престолов”. Пятую серию восьмого сезона на всех платформах HBO, как мы писали ранее, посмотрели 18,4 миллиона человек, а, например, среднее число просмотров показанного в 2018 году продолжения культового комедийного сериала начала 1990-х “Розанна” посмотрели примерно 20 миллионов человек.
Вот только “Игра престолов” оказалась настолько популярна за пределами США, что количество пиратских просмотров несравнимо больше официальных данных. По подсчетам сервиса по борьбе с видеопиратством MUSO, первую серию восьмого сезона нелегально скачали или просмотрели почти 55 млн раз.
При этом “Игра престолов” давно побила рекорд по числу наград — команда получила 128 различных номинаций и выиграла 38 статуэток престижной телепремии “Эмми”. Не говоря уже о других премиях и номинациях, которые сериал за время своего существования собирал “пачками”.
Феноменальные успехи “Игры престолов” привели к тому, что телеканалы и стриминговые сервисы начали выделять больший бюджет на создание сериалов, делая их более качественными и комплексными. Кроме этого увеличилось и число самих телепроектов. Если в год выхода первой серии “Игры престолов” на американском телевидении было 266 сценарных шоу, то к 2019 году их было уже 495.
При этом другие студии пытались следовать примеру HBO и запускали собственные высокобюджетные проекты, но не все из них себя окупали. Например, “Марко Поло” от Netflix стоил 9 миллионов долларов за серию, но при этом принес компании 200 миллионов долларов убытков. Затем Netflix еще раз обожглись на сериале “Отжиг”, который рассказывал о развитии хип-хопа в 1970-х годах. Стоимость первого (и единственного) сезона “Отжига” составила 120 миллионов долларов — 11 миллионов долларов за эпизод. При этом стриминг тратил деньги не на актеров и даже не на декорации — основной статьей расходов стали права на использование классических RnB, хип-хоп и фанк хитов.
Впрочем, это вовсе не останавливает каналы и стриминговые сервисы от вливания денег в дорогие сериалы. Например, стоимость одного эпизода сериала “Корона” от того же Netflix, равняется примерно 13 миллионам долларов. Недалеко от нее ушел диснеевский “Мандалорец” с бюджетом 12,5 миллиона долларов за эпизод. При этом каждый эпизод первого сезона “Ведьмака” от Netflix, который запустили в производство во многом именно благодаря успеху “Игры престолов”, обходился компании в 10 миллионов долларов.
Свою “Игру престолов” собирается в ближайшем времени запустить и Amazon. В 2017 году компания заплатила 250 миллионов долларов за права на экранизацию “Властелина колец”. На создание самого сериала Amazon собирается потратить еще около 750 миллионов долларов.
Кроме того, “Игра престолов” вывела на качественно новый уровень актерский состав современных телевизионных шоу. Несмотря на то, что Эмилия Кларк (Дейенерис), Кит Харингтон (Джон Сноу), Лена Хиди (Серсея Ланнистер), Питер Динклэйдж (Тирион Ланнистер) и Николай Костер-Валдау (Джейме Ланнистер) не были всемирно известными актерами в начале съемок, уже ко второму-третьему сезону их узнаваемость была на уровне голливудских звезд.
Это, как ни странно, сыграло в обратном направлении. Увеличившиеся бюджеты и перспективность новых качественных проектов привлекает все больше звезд большого экрана на стриминговые сервисы и телевидение. Так, Аню Тейлор-Джой можно увидеть в сериале “Ход королевы” (кстати, в этом же сериале играет Томас Броди-Сангстер — актер, сыгравший Жойена Рида в “Игре престолов”); в первом сезоне “Настоящего детектива” одну из своих лучших ролей играет Мэттью Макконахи; Том Харди играет авантюриста Джеймса Дилейни в сериале “Табу”; ну и как не вспомнить прекрасную игру дважды лауреата премии “Оскар” Кевина Спейси в “Карточном домике”.
Влияние на страны
Съемки “Игры престолов” значительно популяризировали рибейты — налоговые кредиты от государств на съемку кино и телевидения, которые действуют, как возврат НДС.
До 25% затрат создателями вернули в Квебеке, поэтому там делали часть визуальных эффектов. Задействовав VFX-артистов из Ванкувера, “Игра престолов” получила 16%-ный рибейт.
Страны при этом только выигрывали от подобного сотрудничества. Например, поступления от производства “Игры престолов” в бюджет Хорватии ежегодно составляли около 12,5 миллиона евро. При этом дизайнеры сериала за счет съемочной группы провели реконструкцию нескольких исторических объектов, а поток туристов в Хорватию оказался настолько большим, что властям Дубровника пришлось ограничить его до 4 тысяч человек в день.
Власти Мальты предоставили съемочной группе 27% рибейта и даже разрешили проводить съемки в действующей резиденции президента. Исландия дала проекту 25% рибейта и в два раза увеличила объем туристов, съезжающихся посмотреть на ледник Ватнайекюдль. Этот исландский национальный парк послужил декорациями для съемок одного из самых суровых мест мира “Игры престолов” — территории за Стеной. Благодаря сериалу даже в низкий сезон в ноябре гостиницы около мест, где снимался телепроект, забиты под завязку.
Но больше всего съемки сериала “обогатили” Северную Ирландию. При налоговом возврате в 25%, благодаря “Игре престолов” к 2016 Северная Ирландия положила в свой бюджет дополнительных 206 миллионов долларов. При этом ежегодный налоговый возврат составил около 17 миллионов долларов. Общее количество рабочих мест с полной занятостью, созданных сериалом, составило 2800. Кроме того, благодаря “Игре престолов” в стране была создана вся необходимая для съемок инфраструктура, и сейчас там регулярно снимаются телешоу и кинофильмы.
Шоу продолжается
Неужели вы думали, что такой крупный и приносящий сумасшедшие рейтинги и деньги проект, как “Игра престолов” закончится на шестой серии восьмого сезона. Конечно, нет. 5 мая 2017 года представители канала HBO заявили о создании 4 спин-оффов сериала “Игра престолов”. В октябре 2019 года канал официально анонсировал сериал “Дом дракона”, литературной основой которого станет книга “Пламя и кровь”.
По предварительным данным, сериал будет состоять из 10 серий, а его действие будет развиваться за 300 лет до событий, рассказанных в “Игре престолов”. В центре сюжета окажется история одного из самых великих домов Вестероса — дома Таргариенов. Известно, что над сценарием приквела работают Джордж Мартин и Райан Кондал.
“Дом дракона” выйдет на экраны не раньше 2022 года, поскольку съемкам сильно мешает эпидемия коронавируса.
Фото: Facebook